Monday, 30 September 2013

ЛЮК БЕССОН!!! Luc Besson!!!

"Артур (Arthur et les Minimoys)"
Год создания: 2006
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Фредди Хаймор, Миа Фэрроу, Пенни Бальфур, Даг Рэнд, Адам ЛеФевр, Jean Bejote Njamba, Serge Blumental, Мадонна, Джимми Фэллон, Роберт Де Ниро
Продолжительность: 102 мин


На долю десятилетнего Артура выпало непростое испытание: дом его бабушки хотят отнять за долги, и никто не поможет ему справиться с этой напастью. Быть может, ключ к решению проблемы кроется в сокровищах его дедушки, которые спрятаны где-то в стране минипутов, сказочных крохотных существ. В стране минипутов Артур знакомится с принцессой Селенией и ее братом Барахлюшем. Их ждет множество захватывающих приключений, опасностей и интриг на пути, который ведет их в запретный город Некрополис. Там детской компании предстоит пережить недетский ужас в лице Ужасного Урдалака…


Читая старинную книгу, юный Артур узнает о загадочной стране крохотных существ — минипутов. Только дед Артура, великий путешественник, таинственно исчезнувший несколько лет назад, умел проникать туда, но знания свои зашифровал.

Бабушке Артура грозит беда: ее большой дом могут отобрать за долги, и внук решает проникнуть в страну минипутов, найти там деда и зарытый им клад. Ему удается разгадать загадку перехода, и начинаются невероятные приключения, во время которых он знакомится с принцессой Селенией и ее братом, принцем Барахлюшем.




"Ангел А"
Год создания: 2005
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Жамель Деббуз, Ри Расмуссен, Жильбер Мелки, Серж Риабукин, Аким Шир, Эрик Балье, Луи Пора, Веню Бун и др.

Продолжительность: 88 мин

Некто Андре, врун, мямля, трус и фальшивый американский подданный (Жамель Деббуз, однорукий помощник зеленщика из «Амели»), задолжав всем парижским бандитам сразу, прощается по этому поводу с жизнью. Перелезает через парапет моста Александра III, толкает обиженную речь в адрес Бога, и — плюх! — с соседнего пролета в Сену солдатиком прыгает ослепительной красоты девица (Ри Расмуссен, партнерша Ребекки Ромейн по незабвенной лесбийско-ювелирной сцене из начала «Роковой женщины»). Герой чисто рефлекторно бросается следом; спасенная при ближайшем рассмотрении оказывается выше его ровно в полтора раза, заявляет, что отныне принадлежит своему спасителю душой и телом, после чего принимается активно разруливать его финансовые и другие проблемы: гипнотизирует кредиторов своими неземными коленками, разбивает носы тем немногим, на кого коленки не действуют, уединяется в дискотечном туалете с какими-то типами по тысяче евро за заход (поскольку Андре нужно, кажется, 50 тысяч евро, история принимает прямо-таки гринуэевский размах), а по пути невзначай совпадает силуэтом то с Никой Самофракийской, то еще с чем-нибудь крылатым.

Первый фильм, сделанный Бессоном после шестилетней режиссерской комы (за время которой он, будто назло кому-то, понаписал и напродюсировал несметное количество квазикоммерческой чепухи), — это как встретить кого-то, кого давно не видел и про кого тебе говорили, что он сильно болел. Вглядываешься и не понимаешь, знакомое лицо или нет, — престранное, в общем, такое грэм-гриновское ощущение.

Если б не фамилия в титрах, «Ангела-А» легко можно было бы принять за работу какого-то молодого, фантастически одаренного дебютанта, который еще не очень хорошо управляет собой и который, конечно, смотрел Бессона, но смотрел невнимательно. Довольно виртуозный, но совсем не бессоновский ритм, не бессоновские разговоры (пара диалогов из «Леона» и «Жанны д’Арк» повторены тут дословно, но говорят в два раза быстрее и в десять раз больше, чем во всех прошлых фильмах Бессона вместе взятых, и интонации другие), не бессоновские лица, даже за кадром не всегдашний электрический метроном Эрика Серра, а расфокусированный рваный фон (композитор — дочка Яна Гарбарека, Аня). Бессон, всегда любивший броские краски и лобовые подходы, тут непривычно стеснителен и лучшие моменты дает будто из-под полы. Вот, например, тень от проволочной изгороди ложится сетчатыми чулочками на голые ноги артистки Расмуссен, на несколько секунд превращая ангела в девушку по вызову; кто не заметил, в общем, сам виноват.

Конечно, чтобы в мире, где уже сняты и вышли в широкий прокат «Небо над Берлином» и «Девушка на мосту», делать кино про черно-белых ангелов или выводить самоубийц на черно-белый (опять-таки) парижский мост, надо быть или страшным наглецом, или совсем уж невинной душой. И это давний вопрос насчет Бессона — наглец он или невинное дитя. В данном случае я бы поставил на то, что он просто не видел ни Вендерса, ни Леконта, а если и видел, они вряд ли оставили в его нелепо постриженной голове какой-то значительный след. Один из секретов величия Бессона всегда был в его удивительном равнодушии к чужим фильмам: в отличие от своих современников и коллег по последней французской волне Бенекса и Каракса, он никогда не воспринимал кино (а особенно французское) как некий цельный организм и потому не любил его, предпочитая плоским теням на экране живых женщин, дельфинов и детей. Так что «Ангел-А» не парафраз классических сюжетов, а, как сказал бы А.О.Балабанов, «исповедь нежного сердца». За историей ухода главного романтика 90-х в отвратительные кинодельцы всегда мерещилась какая-то душераздирающая тайна — и фильм, главный герой которого отпускает своего ангела-хранителя на панель, вполне можно подшивать к этому невеселому уголовному делу в качестве покаянной записки. Кажется, только Бессон мог избрать для покаяния жанр романтической комедии и заодно признаться во всем: в инфантилизме, в безволии, в немой беспомощности, которая охватывает художника перед лицом высокой девушки в одних трусах; в том, что всю жизнь он, как и его однорукий герой, едва поспевает на коротеньких ножках за своим высшим существом и, ухватив за тонкую щиколотку очередного дежурного ангела, тщится взлететь — в самый последний раз.


"Леон"
Год создания: 1994
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Гэри Олдмэн, Дэнни Айелло, Жан Рено, Майкл Бадалуччо, Натали Портман, Питер Эппел, Фрэнк Сенгер, Эллен Грин
Продолжительность: 134 мин

Сюжет: Папаша одного не самого благополучного семейства решает разжиться неправедным путем, зажав у Большого Босса часть партии белого зелья. Но не все так просто делается в этом мире: деньги не берутся ниоткуда, и не исчезают в никуда. Большой Босс — коррумпированный полицейский Норман Стенсфилд (Гари Олдман) приходит за своим товаром и хладнокровно уничтожает всю семью. Только 12-ти летней девочке Матильде (Натали Портман) чудом удается избежать участи своей сестры и маленького брата. Сосед по этажу — молчаливый и замкнутый человек по имени Леон (Жан Рено) неожиданно для самого себя помогает маленькой девочке укрыться от убийц. Почему неожиданно? Да потому что Леон сам по жизни является наемным киллером. Профессионал своего дела, работающий только в одиночку и никого не пускающий в свою жизнь. Но теперь в ней появляется этот жаждущий мести подросток, избавиться от которого испытанным способом у него просто не хватает духа, да к тому же, оказывается, она еще и по уши в него влюбилась...

Комментарии: Так уж повелось, что западное кино всегда отличала зрелищность, а европейское — душевная проникновенность (ибо сделать зрелищное кино без денег довольно сложно). Люк Бессон — один из немногих европейских кинопроизводителей, которому удалось совместить и то и другое, став популярным по обе стороны океана. И "Леон" — один из тех его фильмов, который сделал имя режиссеру и стал классикой в своем жанре.

Правды ради стоит сказать, что "Леон" не был первым успехом Бессона там. За год до него долгожданную зрительскую признательность (а соответственно и деньги) принес фильм "La femme Nikita" ("Ее звали Никита") — который впоследствии даже удостоился голливудского ремейка и целого телесериала. Формула успеха была найдена. Если урбанистическая амазонка Никита вызвала отклик у зрителя, то история маленькой заплаканной девочки с большим пистолетом была обречена на успех. Особенно если это история еще и о любви, которая одновременно и ответная, и неразделенная, ибо девочке всего 12 лет, а ее избранник — профессиональный киллер, сердце у которого давно покоится где-то на дне души. Вернее сказать — покоилось.

Матильда: — Жизнь всегда такая тяжелая, или только когда ты ребенок?
Леон: — Всегда такая.

Простая психология: поставьте человека в безвыходное положение, и вы уже не сможете оторваться от экрана, пока не узнаете, как он из него выбрался. И не важно, что ты был заговорен от пуль, спал с открытыми глазами и с пистолетом в руках, всегда имея запасной выход на экстренный случай, и ничего, что могло бы задержать тебя на месте более чем на пару секунд. Леон "попался". Любого, самого капризного ребенка можно было бы обуздать или отправить куда подальше, но искренность этой девочки убивает его наповал. И что теперь с ней делать? "Я решила, что я буду делать со своей жизнью. Я хочу стать киллером", — Матильда. Папа из Леона никакой, делать он все равно больше ничего не умеет, а это значит, что теперь ему придется обзавестись напарником.

С самого начала в этой истории не было ничего правильного, с самого начала здесь не было ни одного положительного героя. Но Чувства, как водится, всегда побеждали Разум, поэтому — со страстью в сердце, со слезами на глазах и улыбкой на устах — через боль и страдания — Любовь побеждала и победит в этот раз. А ведь побед, как известно, без жертв не бывает.

Я люблю драматическое кино, и я люблю зрелищное кино. Наверное, поэтому я слишком чутко отношусь к проектам, которые ставят своей целью добраться до души человеческой. И чтобы все сработало как надо, тут все должно быть идеально подогнано друг под друга: и сценарий, и режиссура, и актеры. И в "Леоне" все это есть, и мне было бы не к чему подкопаться, пытаясь заглушить ту душевную неудовлетворенность, которая, как это ни странно, возникла у меня после просмотра фильма. Было бы не к чему, если бы я не достал и не прочитал оригинальный, досъемочный сценарий "Леона".

Мне очень нравится милашка Натали Портман (кстати, это был ее дебют в большом кино, который и сделал ее известной), но возраст в 12 лет накладывает свои ограничения. Начальный сценарий был гораздо более жесток, включая и некоторые сцены с частичной обнаженностью :) Скажем так, если в конечном фильме сцены действия, и всю тяжесть ответственности за них несет только Леон, то в сценарном варианте во всем равноправно принимала участие и Матильда. И стреляла она там по клиентам вовсе не холостыми пулями. И даже детишки, которые просили маленькую девочку убраться с "их территории", в тот день (да и все последующие) больше не бегали по улицам и не выпрашивали денег...

Условия родителей Натали были категоричны: "никакого насилия, никакой обнаженной натуры". И Люк Бессон смирился, ибо уж очень ему приглянулась именно эта девочка. Не знаю, разделяет ли со мной кто-нибудь мои кровожадные желания, но уж так мне кажется и чувствуется, что по-настоящему цепляющий фильм должен быть слегка сумасшедшим (в хорошем смысле). Леон определенно хорош, но при определенных обстоятельствах мог бы быть и лучше.

А теперь, пожалуйста, отвлекитесь или вообще забудьте слова независимого и непризнанного художника :), устройтесь поудобнее в кресле, забудьте о дневных заботах, откройте глаза и сердце — и вы получите как раз то, что хотели.

Интересное о кино:

* В США фильм вышел под заголовком "The Professional", — Люк Бессон боялся, что непросвещенные зрители примут кино с непривычным европейским названием за фильм на иностранном языке.

* Длительность оригинальной версии "Леона" составляла 106 минут, в то время как director's cut, который вышел чуть позднее, почти на полчаса длиннее: 133 минуты. Вырезанными в основном оказались диалоги Матильды и Леона, но и несколько сцен действия, в том числе "тренировки" Матильды киллерскому искусству.

* Все внешние сцены были сняты в New York'е, в то время как внутренние сцены уже снимались в Париже.

* Актер Жан Рено — давний друг Люка Бессона (как и композитор Эрик Серра), и сценарий "Леона" Бессон писал специально для него. Гари Олдман согласился на роль сразу, даже не читая сценария. Натали Портман была выбрана из более чем 2000 претенденток, и хоть она не совсем подходила по возрасту (в сценарии Матильда на несколько лет старше), решение Бессона было однозначным. Дебют юной актрисы оказался более чем удачным.




"Её звали Никита"

Год создания: 1990
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Энн Парилод, Марк Дюре, Патрик Фонтана, Алэн Латье, Лаура Шерон, Жак Буде, Жанна Моро, Жан Рено, Жан Буз и др.
Продолжительность: 115 мин

Первый международный хит режиссера "Леона" и "Пятого элемента" Люка Бессона, знаменитая экшн-драма "Её звали Никита" не только заслужила всеобщее признание своему автору, но и принесла мировую славу сыгравшей в ней блестящей троице актеров — Анн Парийо , Чеки Карио и Жану Рено . За роль в этом великолепном фильме Анн Парийо была удостоена высшей французской кинопремии "Сезар". Приговоренная к смерти за убийство, наркоманка Никита получает то, что дается далеко не каждому — второй шанс. Перед ней ставят выбор: приведение приговора в исполнение — или работа на некую тайную правительственную организацию. Она выбирает второе, однако было ли это правильное решение? Она теперь уже не принадлежит себе. Отныне она — глубоко законспирированная машина уничтожения на службе государства, постигающая все тонкости страшного ремесла палача. Прекрасная женщина с опустошенной душой и холодным сердцем, она становится лучшим киллером организации. Но именно сейчас она начинает понимать ценность человеческой жизни. И именно сейчас впервые в жизни ее настигает любовь.

Банда вооруженных наркоманов отправляется добывать дозу. Один из них – сын владельца аптеки, именно туда он и приводит своих дружков. Аптекарь успевает вызвать полицию. В перестрелке погибают двое полицейских и все грабители. В живых остается только Никита, которая отсиживалась под столом. Ее находит один из стражей порядка, но девушка, плавая в наркотическом бреду, стреляет в упор.



Суд обвиняет девятнадцатилетнюю Никиту в убийстве всех трех полицейских и приговаривает к пожизненному заключению. Но ее судьба складывается иначе: таинственные люди с чемоданчиком, укол, ощущение смерти и пробуждение. Первый человек, которого она видит в новой жизни, мрачен и немногословен. Боб предлагает девушке работать на свою страну, рассказав перед этим, что она уже покоится на одном из кладбищ (восьмой ряд, место номер 30), и показав фотографии с ее похорон. Отказа быть не может.


Никита не сразу понимает, что выбора у нее нет, и некоторое время ломает комедию. Начальник центра по подготовке спецагентов считает ее бесперспективной, но Боб придерживается иного мнения. Через три года Никита — один из лучших агентов, прошедших подготовку и выдержавших испытание. Теперь она умеет: стрелять, драться, взломать любой компьютер и ослепительно улыбаться. Из стен центра выходит прелестная девушка по имени Мари, с кодовым именем Жозефина, готовая ко всему, кроме испытания любовью...


Премии и награды

В 1991 году фильм был выдвинут на премию "Сезар" в 9 номинациях. Анн Парийо получила "Сезар" как лучшая актриса.

Картина номинировалась на премию "Золотой глобус" в 1992 году (лучший фильм на иностранном языке).

В 1991 году Анн Парийо получила премию "Давид", в категории "лучшая иностранния актриса".

Итальянскую премию "Серебряная лента" в 1991 году получил Люк Бессон (режиссер иностранного фильма).



"Подземка"
Год создания: 1985
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Изабель Аджани, Кристофер Ламберт, Жан Буиз, Жан Рено, Жан-Юг Англад, Ришар Боринже.
Продолжительность: 102 мин

Романтический триллер. Изначально режиссер Люк Бессон планировал на главную роль Стинга. Но в итоге героя сыграл малоизвестный тогда Кристофер Ламберт. В итоге, актер получил за свою игру высшую кинонаграду Франции "Сезар". Всего "Подземка получила 13 номинаций на "Сезар". Помимо Ламберта лауреатами премии стали художник-декоратор фильма и команда звукорежиссеров.

Бессменный композитор Бессона Эрик Серра здесь появляется на экране воочию: он играет басиста по имени Энрико. Сам постановщик тоже не удержался и сыграл в эпизоде машиниста метро. Смешно, но этот фильм у Бессона единственный, в котором персонаж Жана Рено не погибает к финалу!

Самая загадочная из картин гениального режиссера "Леона" и "Никиты" Люка Бессона стала одним из знаковых кино 80-х. Фильм получил 3 премии "Сезар", в том числе — за лучшую мужскую роль (Кристофер Ламберт).

Циник, вор и нарушитель общественного спокойствия, молодой вор Фред обитает в парижской подземке, промышляя взломом сейфов и прочим криминалом. Кажется, парень только что поймал удачу за хвост; в его руки попадают документы, при помощи которых он получает возможность шантажировать загадочную красавицу Хелену. Но тривиальное вымогательство перерастает в нечто иное, когда герой внезапно ловит себя на том, что ему больше хочется заключить свою жертву в объятия, чем завладеть ее деньгами. Циник и романтик, уживающиеся в душе Фреда, начинают друг с другом борьбу, итог которой невозможно предсказать...



"Последняя битва"
Год создания: 1983
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Pierre Jolivet, Jean Bouise, Fritz Wepper, Жан Рено, Кристиана Крюгер, Морис Лэми, Pierre Carrive, Jean-Michel Castanié, Michel Doset, Bernard Havet
Продолжительность: 92 мин

Правы были те, кто пророчил цивилизации упадок и умирание. Земля пережила глобальную катастрофу и погрузилась во тьму дикости. Цивилизации пришел конец. Выжили немногие — и немногие из немногих сохранили рассудок. Люди утратили способность к речи и объясняются лишь знаками. Уцелевшие ютятся в руинах городов, ведя ежедневную жестокую войну за выживание в новом безжалостном мире, как герои этого фильма, раз за разом отбивающие налеты бандитов на последний островок порядка — здание психиатрической клиники в сердце разрушенного города. Это их последняя битва с наступающим Хаосом и Смертью. Битва, которую нельзя проиграть...

            http://www.lbesson.ru